Перейти к основному содержанию

Откуда берутся толстые дети?

Автор: 
Светлана Бронникова

Почему в России 25% мальчиков и 20% девочек весят значительно больше нормы, и как с этим бороться? Количество детей, страдающих ожирением, в России постоянно и угрожающе увеличивается. В этом смысле мы мало отличаемся от наших европейских и американских собратьев - такая тенденция наблюдается почти во всем мире. Вместе с тем, дети всё раньше начинают взвешиваться и пропускать завтраки, чтобы "не поправиться". 

Психологи выделяют три типа пищевого поведения, неминуемо приводящих к перееданию, и, в конечном итоге, к лишнему весу и ожирению:

1. Экстернальное пищевое поведение. Процесс питания запускается любыми внешними факторами (присутствие еды, ее внешний вид, запах, еда "за компанию"), а не внутренними (ощущением голода и желанием его удовлетворить).

2. Ограничивающее (диетическое) пищевое поведение. Это постоянные попытки находиться на диете и потребление недостаточного для имеющегося уровня метаболизма количества пищи, что в итоге в 90% случаев приводит к увеличению изначального веса - сброшенные в первые недели килограммы возвращаются не в одиночестве, они приводят с собой друзей.

3. Эмоциональное пищевое поведение. В этом случае процесс питания является компенсаторным: человек ест, чтобы справиться с негативными эмоциями.

Для современных детей характерно поведение первых двух типов.

Экстернализация пищевого поведения

Регуляция пищевого поведения - что именно есть, сколько и когда - в идеале должна быть полностью отдана ребёнку, то есть, осуществляться внутренне им самим. На деле мы постоянно экстернализируем пищевое поведение детей, иными словами - выводим его управление во внешнюю сферу, чтобы нам, взрослым, было удобнее. 

Начинается это ещё в младенчестве: до сих пор педиатры часто рекомендуют "приучать" младенцев есть не тогда, когда они голодны, а когда это удобно матери - например, "в целях отучения от ночных кормлений". Дальше - больше. Ребёнок растёт, и его поведение пытаются регулировать едой: "Будешь вести себя хорошо - получишь мороженое".

Ситуация усугубляется, когда под "вести себя хорошо" подразумевается "доесть суп". За еду ребёнка вознаграждают едой. В итоге дети отвыкают прислушиваться к сигналам тела, к ощущению голода и к потребностям в том или ином виде пище, и приучаются реагировать на внешние раздражители как на пусковые механизмы для того, чтобы начать есть.

Начатое родителями завершается с началом просмотра ТВ. 
Согласно отчету Совета здравоохранения, 70% рекламного времени в детских передачах занимает реклама конфет, сладостей̆, шоколадных батончиков и сладких напитков.

В школьных кафе, поликлиниках, центрах досуга появляются автоматы с газировкой̆ и сладостями. Ребёнок с уже сформированным экстернальным пищевым поведением не сможет устоять перед соблазном, особенно под давлением группы сверстников, дружно отправляющихся в перемену за батончиками и колой.

Как поступать в таких случаях? Полагаю, многие родители скажут: "Разумеется, запрещать!". Не тут-то было. 

Сладость запретного

Из эксперимента, проведенного телекомпанией BBC-2 для передачи "Вся правда о еде", стало очевидным, что дети склонны формировать стойкое предпочтение запрещённой еды - она начинает казаться им невообразимо вкусной.

В ходе эксперимента дети от 4 до 5 лет, которые изначально считали изюм и сушёное манго одинаково вкусными, через неделю отдавали явное предпочтение изюму, если на протяжении этой̆ недели их доступ к изюму был искусственно ограничен. Сам эксперимент заключался в том, что во время школьной перемены (в Англии дети начинают ходить в школу значительно раньше российских сверстников) в холле ставились миски с сушёными манго и изюмом. 

После первого сигнала свистка детям разрешалось есть манго в течение 15 минут, а после того, как раздавался второй̆ свисток, у них было ещё 5 минут на то, чтобы съесть изюм. Как бы маленькие участники эксперимента ни любили манго, спустя всего неделю, они переставали даже прикасаться к нему и вовсю бежали к мискам с изюмом, поедая его в больших количествах даже тогда, когда выставлялось особенно много мисок с вожделенным сухо фруктом.

Помимо экстернализации пищевых привычек, нельзя сбрасывать со счетов ещё один, непрямой фактор, оказывающий огромное влияние на пищевое поведение, особенно детское. Это современный стандарт красоты, ориентированный, разумеется, на взрослых людей, однако в полной мере воспринимаемый и усваиваемый детьми.

Для части девушек-подростков это формирует основу для развития анорексии. Но для абсолютного большинства это означает начало диетического поведения, что, в силу естественного сопротивления организма нахождению на диете, приводит к постоянным колебаниям веса - так называемому "эффекту йо-йо". 

Что делать с толстым ребёнком?

Даже если вес ребёнка выше нормы, ни в коем случае нельзя сажать его на ограничивающую диету (это приведёт к развитию расстройств пищевого поведения). 

Как же вести себя родителям?

1. Выясните, какой тип пищевого поведения свойственен вашему ребёнку - экстернальное, ограничивающее или эмоциональное. Для внимательного родителя не составит труда заметить, ест ли ребёнок в моменты, когда он расстроен, чтобы утешиться и развеселиться, соблазняет ли его пища своим видом, когда он не голоден, пытается ли он ограничивать порции или вовсе отказываться от тех или иных приёмов пищи?

2. Не впадайте в панику раньше времени. Лишний вес и ожирение могут восприниматься как проблема с 10 лет, до этого возраста возможны какие угодно колебания веса активно растущего человека. Если ребёнок миновал возраст 10 лет, и все ещё остается полноватым, стоит показать его эндокринологу для обследования. Если значительный лишний вес сохраняется после 15 лет, шанс, что, повзрослев, ребёнок будет полным, достаточно высок.

3. Поговорите с ребёнком откровенно. Полнота не является ответственностью ребёнка, полнота ребёнка - это одно из проявлений семейной динамики, следствие сочетания генетических факторов и культуры питания в семье.

Попытки родителей представить полного ребёнка как "проблемного" и "лечить" исключительно его, обычно обречены на провал. Даже если вы, в отличие от вашего ребёнка, стройны как Артемида и Аполлон - пересматривайте рацион семьи в целом, выходите на семейные пробежки или прогулки. Таким образом, ребёнок не будет чувствовать себя виноватым в том, что он толстый, риск, что он будет сопротивляться изменениям, обращённым лично на него, снизится, а - самое главное - ребёнок ощутит вашу поддержку и готовность за него вступиться.

4. Не награждайте едой. Упал ребёнок и ушибся или расстроен ссорой̆ с другом - никогда не пытайтесь его утешить "вкусненьким". Именно так ребёнок учится смешивать утешение и еду, именно это - путь к эмоциональному перееданию во взрослом возрасте.

5. Не запрещайте. Запреты на тот или иной продукт бесполезны. Как бы вы ни внушали ребёнку, что кола или картошка-фри - отвратительная комбинация вредных веществ и калорий - единственный эффект, которого вы добьётесь - вредная еда станет ещё привлекательнее. Смиритесь с тем, что ребёнок время от времени будет есть вредную еду.

6. Держите дома "здоровое" соотношение вредной и полезной еды. Если ребёнок - экстернальный едок, держать дома большое количество той еды, которой он обычно переедает, неразумно. Выясните, что именно нравится вашему ребёнку. Сладкое? Наполните дом фруктами, сухофруктами, делайте вместе "полезные" конфеты из сухофруктов, и добавляйте к вашей обычной продуктовой̆ корзине на неделю примерно 10-15% конфет или пирожных, любимых ребёнком. Не контролируйте - разрешайте съесть эти пирожные или конфеты тогда, когда ребёнок сам решит и захочет, но не покупайте больше до следующего похода в магазин за продуктами.

7. Подавать пример. Покажите ребёнку, что фрукты на десерт могут быть вкусными, и что вы тоже не прочь утолить небольшой̆ голод фруктовым салатом или авокадо.

8. Не делайте выбор чрезмерным. Если ребёнок слишком мало весит, то, чем больше выбор предлагаемой еды, тем полноценнее и обильнее будет его рацион. Если ребёнок - экстернальный едок, то выбор еды должен быть ограниченным, чтобы не провоцировать переедание.

9. Принимайте своего ребёнка в любом весе. Критика и отвержение полного ребёнка, а также сожаление и неудовлетворенность таким "неудачником" приведут лишь к формированию у ребёнка депрессивных или тревожных расстройств, разрушению вашего с ним контакта и усугублению уже имеющихся нарушений пищевого поведения.

+7 (3822) 60-95-39, 97 97 62